Новости Харьковского региона

Сергей Чернов: Свобода прессы – залог нашей безопасности

09:30, 06 мая 2019

Сергей Иванович, сегодня будем говорить о печатных средствах массовой информации: газеты, журналы, Интернет. И о свободе журналистской мысли.

Роль журналиста в наше время очень сильно выросла. И это доказывают результаты многочисленных исследований. Влияние на общественное мнение порождает ответственность, но, к сожалению, этого не происходит. Все затруднено и тем, что информация сейчас распространяется мгновенно. И ответственность тех, кто ее производит - безгранична.

Сегодня децентрализация стимулирует развитие и распространение влияния местной прессы. Объединенные территориальные громады ищут способы решения вопроса информирования, часто начиная с Фейсбука, а дальше развиваются через другие платформы.

Честная журналистика часто является синонимом слова «опасная». Знаете ли Вы о текущей ситуации с правонарушениями, совершенными против журналистов?

Я регулярно встречаюсь с представителями разных мониторинговых миссий, в том числе и европейских. Эксперты крайне обеспокоены ситуацией с безнаказанностью против свободы слова в прессе.

Например, по данным на начало ноября 2018 года общественной организации «Press Emblem Campaign», более 100 сотрудников медиа погибли с начала 2018 года в 36 странах мира, и с прошлого года этот показатель вырос на 18%.

Что касается Украины, общественной организацией зафиксировано несколько десятков физических атак, угроз, давления и попыток препятствования их работе. Все случаи, которые были в нашей истории, а тем более трагические, мы помним. Жаль, что большинство из них остались без ответов ......

Ваше мнение по украинской журналистике в печатных СМИ

На мой взгляд, она очень медленная. Не использует в полной мере все те возможности, которые предоставляют современные средства коммуникаций.

В течение дня я каждую свободную минуту открываю ленту новостей (одного из интернет-ресурсов). Негативно поражает то, что журналисты различных изданий могут по десятому кругу перепечатывать одну и ту же новость. Хорошо, если добавляют подробности, которых у других нет. Но в целом - точные копии.

Кажется, что журналисты потеряли желание поиска, инертно перепечатывая то, что кто-то уже написал.

Ваше отношение к так называемым «фрилансерам» или «народным журналистам».

Несколько лет назад этот способ работы, на мой взгляд, действительно оправдал себя, заполнив тот информационный вакуум, который не успевали восполнять редакционные СМИ. Это было неожиданно смело и свежо. Но сегодня, это уже мало работает.

Не хочу никого обидеть, но я глубоко убежден, что любое дело надо организовывать, поэтому я сторонник классической системы - редакционной.

Только профессиональная журналистика! А такое возможно только работая в редакции. Где следят за качеством по стандартам, актуальности и всесторонность освещения.

Насколько эффективно, на Ваш взгляд, заработала новая экономическая модель украинских медиа - разгосударствление печатных СМИ?

Я готов анализировать этот процесс только, как пользователь информации, ведь исследовать ситуацию изнутри я не могу. Это дело медиа менеджеров.

Как мне известно, эта реформа продолжалась в течение трех лет с главной целью - ограничить влияние публичных органов на печатные СМИ. И эта цель была реализована.

Во время рабочих поездок в Харьковской области, общаюсь в том числе и с представителями районных газет. Реформа проходила очень непросто. Ведь, кроме журналистики, прежде всего нужно было сосредоточиться на финансовом обеспечении, поскольку теперь редакции должны жить за то, что сами заработают.

Насколько я понимаю теоретически это должно было привести к расширению доли прессы в общем объеме рекламного рынка. Однако, в реалии этого не произошло. По оценкам экспертов, этот показатель составляет не более 5-10%. Например, в Германии печатные СМИ занимают первые место на рекламном рынке, их доля составляет 36%.

Как Вы считаете, почему такие низкие показатели в рекламном секторе?

Читатель сегодня изменился, потребители информации стали очень требовательными и это надо учитывать. Старая модель тяжело работает, а профессиональных медиа-менеджеров почти нет. Финансовой свободы на развитие тоже не хватает. Сегодня стоит просматривать технологии подготовки материалов, учитывая специфику доставки информации. А также более серьезно относиться к изучению аудитории. Конкуренция сейчас серьезная и в определенный момент на рынке прессы останутся сильнейшие.

Кто-то из медиа аналитиков назвал три «кита», на которых сегодня может уверенно базироваться вся медиаиндустрия - популярность, доверие и реклама. Я согласен с каждым словом. Авторитет и доверие читателей, а также финансовая свобода обеспечивают ту золотую возможность для развития независимой прессы.

«Наша свобода зависит от свободы прессы, которую если ограничить, значит потерять». (Томас Джефферсон)

Информационный портал «Харківський вимір»